http://www.vest-news.ru/article.php?id=6115Иван ИВАНИН, член Союза журналистов России, уроженец д.
Дешовки"
Дешовки. Не то, что вы подумали"
Есть в Козельском районе старинная деревня под названием
Дешовки. Она хорошо известна не только козельчанам, но и жителям многих других мест. Ее прославленный народный хор, руководимый заслуженным деятелем культуры Еленой Михайловной Ивановой, выступал со своими песнями во всех областях средней полосы России и завоевывал почетные призы.
Дешовки, пожалуй, единственная в России деревня с таким необычным названием. Может, кому-то оно кажется унизительным и непотребным, однако дешовские старожилы гордятся своей деревней.
Как свидетельствуют раскопки древних курганов, деревня старше расположенного рядом Козельска, известного по исторической битве с ханом Батыем. Впрочем, курганы вблизи селения, творение рук человеческих, еще ждут своего исследования.
Так откуда же это название - Дешовки? О деревне, как и о большинстве других русских селений, нет печатных свидетельств, но до нас дошли легенды, предания, воспоминания старожилов.
В древности поселения не имели названий, люди селились в удобных местах семьями, родами. Фамилий у них не было, разве что прозвища - по какой-либо характерной черте человека, свойству, занятию. По прозвищам стали именоваться селения, где большинство селян занимались одинаковыми ремеслами или промыслами. Например, Кузнецово, Хомутово, Рыбаково. В этом же ряду и Дешовки. Дда-да, не удивляйтесь. Здесь изготавливали деревянную посуду - дежи. Впоследствии буква Ж сменилась на мягкую Ш и за деревней закрепилось название Дешовки.
А еще вот такая легенда дошла до нас с древних времен, которую я считаю более правдоподобной.
В живописном селении на крутом берегу Жиздры, в курной избушке, жила мудрая старушка по прозванию Деша. Она прожила много лет и оставила многочисленное потомство, состоявшее в основном из женщин. У каждой ее дочери, естественно, было свое имя, но переселенцы и местные жители их всех уважительно называли по имени родоначальницы - дешовки. С той поры и укоренилось название небольшого в ту пору поселения, а прежнее название Холенка, где обосновался многочисленный род прародительницы Деши, стало утрачиваться, хотя и дошло до наших дней. Древний овраг, разделяющий деревню на две части, и поныне местные жители именуют Холенкой. В этом овраге наши предки вятичи укрывали коней, которых любили и холили.
Некоторые досужие писаки высказывают необоснованную версию, порочащую женщин моей родной деревни, будто бы пошедших в услужение к татаро-монгольской орде, семь недель штурмовавшей город Козельск. Такого не было и не могло быть, хотя бы потому, что до нашествия татар деревня уже имела свое историческое название Дешовки.
В связи с этим мне хочется сказать несколько слов в адрес краеведа А. Евгина, который поместил в недавно вышедшей книге «История города Козельск» свой «триптих».
Вот что повествует А. Евгин:
«И взяли нечестивую девку едину на селище иже не помногу верст от града бысть. И прельстили неразумную посулами да подарками. Паче всего зерцалом фряжеским соблазнилась глупая баба. И в помрачении ума указала она врагам ход тайный под градом, иже в былые времена Всеслав, князь вятичей, ископал, град крепя. И бысть ход тот в несколько верст, и вел из града под Жиздрою-рекой на берег супротивный. Татарове же ночью, до звезды утренней, в град вошли, и бысть в Козельске смятение и урон немалый. И бились с ворогом не только ратники да мужики, но старики и жены, и отрочата. Но обрушили козеляне ход под стенами на бреге Жиздры. И хлынула вода ледяная в пролом тот, и многие от ворогов потонули, другие же в граде посечены были. И отвел Господь беду. И се бысть в Прощеное Воскресенье. И доныне селище то прозывается Каиново, ибо торговали селяне с басурманами и везли им жито, и мясо, и меды, и сено коням их. А девок каиновских, бают до се дни, не берут за себя ни из Козельска, ни из селищ окрест женихи. Ибо веруют, что измена да корысть в потомстве может проявиться, а паче всего - дешево честь девичью продала едина из них».
Какая нелепица в этом домысле! И откуда взял это А.Евгин? Я не встретил подобных утверждений ни в одной летописи, ни в одном сказании, ни в одной книге. Даже известный писатель, знаток истории Владимир Чивилихин, пользуясь старинными летописями, повествуя в своем романе-эссе о героическом сражении Козельска с татарами, ни словом не обмолвился о якобы имевшем место предательстве местных жителей. Потому что предательства не было!
Как пишет В.Чивилихин, «пришельцы дикой орды коварны, беспощадны и уничтожают все живое на пути, не оставляя населению ни грамма зерна и никаких средств к существованию». Могли ли они войти в сговор с какой-либо женщиной? Они отбирали всё до крошки, обрекая селения на голодную смерть. Вряд ли селяне торговали с басурманами и везли им (на чем?) жито, мясо, мед и сено.
Теперь о тайном подземном ходе длиной в несколько верст из Козельска под рекой Жиздрой. Маловероятно, что был такой ход, а если и был, то откуда могла знать «глупая баба» о его существовании, чтобы указать его татарам? Да и потом, через узкий, тесный подземный ход можно пролезть только поочередно, а никак не толпой, и много ли татар таким образом незамеченными могли пройти за ночь? А защитники города что, спали? Стоя у выхода из лаза в город, один защитник мог бы порубить по одному всех проникающих.
Я думаю, что читатель, познакомившись с «триптихом» Евгина, написанного, кстати, тяжелым полуцерковным языком, сам может сделать вывод о том, что это ничем не обоснованная выдумка автора.
Сайт газеты Калужской области "Весть" 17.01.2008