http://www.vest-news.ru/article.php?id=11243Игорь ФАДЕЕВ
Гаснет свет усадьбы старой...На территории Калужской губернии было немало замечательных усадеб – подлинных шедевров архитектуры. Но, пожалуй, особое место среди них занимает усадьба князей Оболенских близ села Березичи Козельского уезда. Автором ее проекта являлся выдающийся петербургский архитектор Адольф Гавеман, спроектировавший немало оригинальных особняков и зданий в Северной столице. Усадьба, которую еще в начале прошлого века справедливо именовали «дворцом Оболенских», сегодня находится в плачевном состоянии и практически утрачена для грядущих поколений.
Первым владельцем имения в Березичах из рода Оболенских стал князь Александр Петрович, купивший усадьбу с прилегающими к ней землями у Василия Львовича Пушкина, родственника великого поэта. Александр Петрович Оболенский сразу же занялся обустройством своего имения. В Березичах его стараниями был устроен хозяйственный центр с писчебумажной фабрикой и сахарным заводом. На средства князя в 1845 году была построена Никольская церковь.
Когда в 1856 году во владение Березичским имением вступил Дмитрий Александрович Оболенский (старший сын), то оно оценивалось в 73 тысячи рублей – колоссальные по тем временам деньги! Березичское имение стало привлекательным для гостей местом. В 1877 году сюда приезжал Лев Николаевич Толстой вместе с супругой. А вообще побывать в гостях у Оболенских считали за честь многие видные государственные мужи, деятели культуры и искусства, выдающиеся полководцы…
В 1881 году во владение усадьбой в Березичах в соответствии с завещанием своего отца вступил князь Алексей Дмитриевич Оболенский, тайный советник, шталмейстер Двора Его Императорского Величества, член Государственного Совета, сенатор. Алексей Дмитриевич занимал высокие посты в Российской империи: был управляющим государственными Дворянским и Земельным банками, служил товарищем (первым заместителем) министра внутренних дел, министра финансов, обер-прокурором Святейшего Синода.
В Березичах вместо старого деревянного господского дома новый хозяин решил построить большое каменное здание с флигелями, террасой, беседками и оранжереей. Во время своей службы в Санкт-Петербурге Оболенский познакомился с уже известным столичным архитектором Адольфом Гавеманом, которому он и предложил сделать проект будущей усадьбы. Свои пожелания Гавеману высказывала и супруга Алексея Дмитриевича – Елизавета Николаевна Оболенская (урожденная Салтыкова). Именно по ее замыслам будущий дворец в проекте должен был представлять собой некий прототип готического замка.
Окончательное возведение дворца Оболенских и благоустройство парковой территории вокруг него было завершено к 1905 году. К этому же времени относится и перепланировка княжеского парка, а также плодового сада, сливавшегося на своей окраине с широколиственным лесом.
К усадьбе подъезжали в каретах по длинному установленному на сваях деревянному мосту через Жиздру. Затем экипажи следовали через тенистую аллею из лип и лиственниц, за которыми уже просматривался величавый дом розового цвета с башенками, зелеными изразцами и белокаменными вставками в обрамлении зелени. Перед домом располагалась терраса, обсаженная по краям акацией, туей и кустами штамбовых роз. В центре террасы размещалась пышная, в виде узорчатой звезды клумба. Рядом размещался розарий. А вокруг всего здания летом выставляли из оранжереи экзотические деревья в кадках. Особенно хорош был приусадебный розарий, о котором Алексей Дмитриевич писал: «Розы в Березичах цветут во всю ивановскую…»
Господский дом находился в центре парка, а вокруг него сформировались несколько полян для отдыха. От главного фасада и террасы парк спускался к обрывистому берегу Жиздры. Панорама, открывавшаяся из беседки, поставленной на самом краю обрыва, была сказочно живописна. Они поражали воображение в любое время года. Здесь особенно любил проводить время за чтением книг князь Алексей Дмитриевич. А идею создания этих элементов приусадебного благоустройства потомки Оболенских приписывают хозяйке – княгине Елизавете Николаевне, которая сумела создать идеальные условия для отдыха удалившемуся от государственных дел мужу. Но Оболенские в своем имении не вели праздную жизнь, а принимали самое живое участие в жизни крестьян: помогали им приобретать скотину, выделяли семенное зерно для посева, устраивали крестьянских детей в школу.
А сам Алексей Дмитриевич, чтобы не скучать по оставленной им государственной службе, решил организовать близ Березичей промышленное производство. В 1912 году открылся Березичский стекольный завод с примыкающим к нему рабочим поселком, земской больницей и школой. Новый завод и поселок со всей инфраструктурой были построены на средства Оболенского. Это предприятие, действующее и поныне, столетие назад специализировалось на производстве аптечной и парфюмерной посуды. Но часть его продукции составляли редкостные по красоте художественные изделия из стекла. Не случайно местных мастеров стеклозавода Алексей Дмитриевич направлял на обучение в Италию. Среди них был и Михаил Бодунов, который и помог в декабре 1917 года семье Оболенских скрытно выехать из усадьбы и спастись от запланированной местными пролетариями расправы. Сначала Оболенские выехали в Финляндию, затем в Германию, а еще позднее их дети и внуки переехали в США, Англию и Швецию.
В разграбленной усадьбе в разные годы располагались дом отдыха, военный госпиталь, детский дом. Новые постройки советского времени исказили общий вид усадьбы. Но самой страшной трагедией стали не они, а пожар, происшедший в 1964 году. Переживший две войны и революцию бывший дворец Оболенских практически был утрачен после этого пожара.
Сейчас на территории усадьбы располагается Березичская специализированная коррекционная общеобразовательная школа-интернат имени А.Д.Оболенского. А само бывшее имение Оболенских находится в границах историко-природного национального парка «Угра». Его директор Валерий Новиков с горечью говорит о нынешней судьбе усадьбы Оболенских: «При восстановлении княжеского дворца он мог бы стать настоящей жемчужиной национального парка. Первые шаги к этому мы начали делать совместно с благотворительным фондом Оболенских – Салтыковых: воссоздали парковую беседку, очистили и благоустроили сам парк, обустроили парадный въезд в усадьбу, возвели рядом автобусную остановку в старом стиле… Но, к сожалению, почти все это было разрушено местными вандалами. Они же разобрали в нескольких местах кирпичную кладку и без того разрушенного господского дома. У национального парка нет возможностей вести постоянную охрану этого исторического памятника, а педагогам и воспитанникам школы-интерната до этого просто нет дела…»
Вот такая печальная картина сложилась в наши дни. Добавляет горечи к этому и кончина старейшины княжеского рода, инициатора основания упомянутого благотворительного фонда Алексея Николаевича Оболенского. Он на протяжении нескольких лет приезжал из США в усадьбу своих предков, привозил одежду, книги, спортивный инвентарь и сладости для воспитанников школы-интерната, выделял средства на первоначальное благоустройство парка… В свой последний приезд, в феврале 2006 года, сердце 87-летнего Алексея Николаевича не выдержало, он скончался на исторической родине Оболенских и согласно его волеизъявлению был похоронен возле старинной Никольской церкви в селе Березичи.
Более 15 лет назад был составлен проект нового здания школы-интерната, который должен был располагаться между стекольным заводом и усадьбой. Идею переселения интерната, восстановления господского дома и создания в нем музея Оболенских в свое время горячо поддержал Алексей Николаевич. Основанный им фонд Оболенских - Салтыковых и должен был осуществить все эти идеи патриарха княжеского рода и дирекции национального парка «Угра». Но уход из жизни Алексея Николаевича затормозил осуществление всех этих благих начинаний. Возможно, сыграл свою негативную роль и пресловутый мировой финансовый кризис. Денег на строительство нового здания для переселения интерната нет, как и нет средств на восстановление с каждым годом угасающей усадьбы. Хотя потомки Оболенских, приезжающие в Березичи, и не отказываются от идей Алексея Николаевича, но предлагают выждать время, чтобы преодолеть последствия финансового кризиса. Но время неумолимо. Оно ежедневно наступает на усадьбу, вернее на то, что от нее сегодня осталось…
Над соседствующим с княжеским парком стихийным кладбищем постоянно кружит воронье, как символ окружающей усадьбу разрухи. Впрочем, разруха, по выражению Михаила Булгакова, происходит не в усадьбах, а в головах. Пора бы перейти от этого нравственного хаоса к созиданию, пока путь к нему еще просматривается сквозь заросшие бурьяном кирпичные стены. Пока чудится порой в пустых проемах окон свет княжеских канделябров. Пока не гаснет свет, пока горит свеча…
Сайт газеты Калужской области "Весть" 05.11.2009