Народный архив Калужской губернии. Козельский, Лихвинский и Тарусский уезды

Филиал народного архива Российской Империи. Обмен генеалогической и краеведческой информацией, взаимопомощь и взаимовыручка тех, кто ищет

Последние темы
» Различные выписки, содержащие информацию об уроженцах и жителях д. Маковцы автор Vera_G
Сегодня в 11:32 am автор Гость

» Информация о селе Рождествено
Вчера в 2:31 pm автор jahromez

» Различные выписки, содержащие информацию об уроженцах и жителях д. Муковня автор Vera_G
Вчера в 12:35 pm автор Гость

» Различные выписки, содержащие информацию об уроженцах и жителях д. Палшево
Сб Окт 13, 2018 12:30 pm автор Гость

» Различные выписки, содержащие информацию об уроженцах и жителях с/д Гостешево автор Vera
Чт Окт 11, 2018 12:05 pm автор Гость

» Различные выписки, содержащие информацию об уроженцах и жителях д. Левшино автор Vera_G
Ср Окт 10, 2018 7:33 pm автор Гость

» Различные выписки, содержащие информацию об уроженцах и жителях села Криворезово
Вт Окт 09, 2018 12:15 pm автор Гость

» Различные выписки, содержащие информацию об уроженцах и жителях с. Антоновское
Пн Окт 08, 2018 5:03 pm автор Гость

» Информация о селе Богдановы Колодези
Пт Окт 05, 2018 5:03 pm автор jahromez

Поиск по галерее сайтов НАРОДНОГО АРХИВА
Сообщите о нас пожалуйста
Партнеры
Создать форум

WMlink.ru - рекламный брокер
Не назойливая реклама, средства от которой могут помочь в развитии проекта
Все флаги в гости к нам
Счетчики
Счетчик посещений Counter.CO.KZ

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Дневник жителя Альшанки

Начать новую тему  Ответить на тему

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

1 Дневник жителя Альшанки в Сб Апр 15, 2017 7:33 pm

Мой двоюродный дед Андрей Сергеевич Финашин оставил воспоминания о своем детсве на рубеже веков в Альшанке. По мере расшифровки буду выкладывать сюда.

Мои предки по отцовской линии родом из деревни Альшанка расположеной близ села Хотени в Калужской губернии.
Первым владельцем Хотени с окружающими деревнями стал князь Михаил Михайлович Голицын. Земли с крестьянами были пожалованы Петром I Михаилу Голицыну за взятие крепости Орешек. Вот что написано в послужном списке князя Голицына -
"В 702-м (1702) из Новгорода с полком пришли к Москве, а из Москвы был у города Архангельскаго, подполковником-же, и прибыли под Шлюссельбург, октября 11-го дня, был на приступе, и за оный приступ, октября 15-го, Его Величество пожаловал, и высокою своею Императорскаго Величества особою объявил его в полковники, и пожаловал ему денег 3.000 руб. и медаль золотую, да вотчину в Козельском уезде село Хотень с деревнями, 394 двора".


* *

В бумагах моего двоюродного деда Андрея Сергеевича Финашина сохранилась история рассказанная ему его дедом Николаем Герасимовичем Финашиным (он на фото).
Тогдашний владелец земель, потомок Мих. Мих. Голицына был по натуре либеральных взглядов (так пишет Андр. Финашин). В 1828 году он проиграл в клубе свои калужские земли в карты. Но расставаться с ними не захотел. Чтобы собрать нужную сумму он предложил крестьянам откупиться оброком на 40 лет и быть свободными от крепостной зависимости.
Но люди воли боялись, боялись переходить на свой труд. Люди стояли на сходе и говорили, а вдруг не будет хлеба - тут можно пойти к барину или бурмистру - он даст хлеб (в долг) под работу. А что-же вольным где взять (в неурожай)?
Люди видели вольных вокруг себя - ни хлеба ни денег, пропадай. Плакали, не хотели воли, боялись. Хорошо, что князь Голицын собрал ходоков с деревни, объяснил их будущее.
- А если у кого что случится – приезжайте спроста – поможем!
Окрылил людей надеждой, а мужики верят и не верят. Так как акт передачи пришлось читать по складам, не понимали. Акт достал из земского архива Ал.Ал. Алексанков, но бумага где-то затерялась. Хватились в революцию 1905 года, но нигде не нашли.

P.S. Хочу выразить благодарность своей тете Валентине и сестре Галине Финашиным, которые сохранили записи Андрея Финашина. На фото Николай Герасимович Финашин

Посмотреть профиль
"Работ полевых и домашних было у нас достаточно. Своих сил не хватало, и прибегали к найму работника с Пасхи до Покрова, а то и на круглый год - с выходом в нужные дни или недели. Зимой делать нечего и тогда работника с хлебов своих прочь - т.к. с Покрова работы в поле кончены и идет усиленная молотьба на ригах ( «рига» - большой крытый сарай с печью для сушки снопов. С.Ф.), сушка ржи по две посадки– («посадка» - загруженная в ригу партия снопов С.Ф.), обмолот цепами снопов, резка на колос и кургузники, на солому подстилочную. С вечера посадку высушат, а уж с петухов при свете фонаря керосинового чуть свет, в полутьме идут молотить.

На ощупь, по памяти из риги с колосников («колосники» — еловые жерди толщиной 7-10 см, положенные горизонтально на высоте над полом, на них ставились снопы перед сушкой С.Ф.) сбрасывают горячие снопы. Воздух в риге сухой, жаркий пропитан хлебом ржаным. Люди потны, но дышат легко - даже чахоточные и те чувствуют себя легче. Не выспавшиеся набадривают друг друга, помаленьку разломываются через силу. Негоже для себя если заклеймят лентяем. В темноте на ощупь, что мыши тащат снопы. С Богом благословясь, перед работой крестятся и волокут напрягаясь, с трудом укладывать на ток снопы один к другому в ряд, колос к колосу, огузком внаружу («огузок снопа» – нижняя часть снопа, противоположная колосьям прим. С.Ф.) счетом по копне или 60 шт снопов вдоль пеледы (всей риги) («пеледа» - навес кровли над скирдами хлеба. С.Ф.). Хозяин всегда должен быть инициатор, передовым вдохновителем. Как застлали снопы так сразу берутся за цепы («цеп» — орудие для обмолота. Обычно состоит из двух (реже — нескольких) подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м рабочая часть, ударяющая по злакам С.Ф.) Мужчины били потяжелей, женщины полегче. Любо слушать по ночной тишине где молотят в пять цепов сразу, сработавшиеся молодые сильные. да бьют в такт, у них получается музыкальная дробь с отбоем та-та-та. Можно чечетку плясать по морозной заре выделывая ногами разные фигуры. Так молотили только дружные семьи и сильный ловкий. И так до завтрака с полуночи обмолачивали 2 пеледы. Это значит сперва обмолотят снопы, перевернут их, зерно вытрясут и рожь сгребут в ворох. Солома в снопах пойдет на корм. Косой обрезают колос от снопа на резнице - это деревянные козла с двумя рожками. Надо быть ловкому и уметь действовать косой острой с силой наискось в один-два приема нажать и хыр-хры. Успевай подавать ловко-ловко и в рожки колос класть. Что бисер к ногам сыпется в розвалки и кургузики летят укладываются опять в ряды на току по укладки этой же косой проходят и перерезывают перевесла («перевесла» – жгуты, которыми перевязаны снопы С.Ф.) и начинают опять обмолачивать с ворошением и отбоем. Как закончат солому вилами или этими же цепами перетрясут выкидывая из под пеледы и сносят в омет для подстилки скоту зимой. Зерна из кургузиков набивается немного, но силы напрягается и тратится много – после чистки тока расстилается на пеледу колос, его немного пробивается, но из его набивается зерно больше это чистовой обмолот, а главный это начальный обмолот снопов – от него ворох зерна с мякиной и отходы с хоботьем для кормов в сельском хозяйстве.
Мама после посады уходит топить печь, готовит завтрак и пока еще с молотьбы не пришли она вынесет свиньям мякины, замесит в корыто, мукой посыплет. Телят и овец уберет, заготовленное в плетушках сено лошадям или яровой соломы для коров выложит в большие подвесные комяги («комяга» - выдолбленное бревно для кормления скота С.Ф. на дворе.
А мы дети редко когда спросонья слышали уход взрослых ночью на работу – молотить.
Спали кто-где и на печке и на полу и на казенке («казенка» - деревянный пристрой к печи, служащий приступом для лазанья на печь или лежанку С.Ф.). Но с пола мама, когда уходили старалась перенести на козена или на лежанку. После завтрака и до обеда домолачивали ригу и снова садили снопы на колосники к вечеру сушить."

Посмотреть профиль

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Начать новую тему  Ответить на тему

Права доступа к этому форуму:
Вы можете отвечать на сообщения